Может ли быть сочувствие полезным?

15.05.2014

Может ли быть сочувствие полезным?

Несмотря на странную формулировку вопроса, факт остается фактом – в современном обществе сочувствие (эмпатия) не пользуется популярностью, практичность, наглость и самоуверенность считаются более ценными качествами для выживания. Но, по мнению большинства психологов, только сочувствие способно помочь человеку добиться как личностного, так и профессионального роста. Поэтому это качество рекомендуется регулярно «практиковать», оно пригодиться на любом профессиональном поприще.

Особенно, сочувствие пригодиться тем людям, которые по натуре своей «черствые» в силу характера или выбранной профессии. Очень часто такими «сухарями» кажутся интроверты-программисты. Это, как правило, малообщительные люди, привыкшие чаще «разговаривать» на компьютерном языке, а не на человеческом. А ведь немного сочувствия и сопереживания другим людям могут помочь таким вот «сухарям» завести друзей, или, по крайней мере, оставить положительное впечатление о себе у потенциальных клиентов и работодателей.

Зачем нужно практиковать сочувствие?

  • вы научитесь относиться к другим людям с такой заботой, с какой хотели бы, чтобы они относились к вам;
  • вы будете лучше осознавать потребности и намерения людей, которые вас окружают;
  • вы начнете лучше понимать, какое впечатление производите после своих слов/действий на других людей;
  • научитесь различать «невысказанный» подтекст в разговоре с собеседниками;
  • научитесь избегать межличностных конфликтов с родными и коллегами;
  • сможете более точно предугадывать действия и реакции людей, с которыми общаетесь;
  • сможете мотивировать/влиять на окружающих вас людей;
  • научитесь убеждать собеседников в верности ваших утверждений;
  • станете «шире» смотреть на мир, не только через «призму» своего восприятия:
  • научитесь быть лидером в коллективе, в то же время сможете стать лучшим другом;
  • сможете легче переносить негатив и критику от окружающих, понимаю, какие истинные мотивы скрываются за их порой обидными словами.

Как практиковать сопереживание?

  1. Слушайте

Слушайте внимательно, когда люди с вами общаются. Действительно слушая собеседника, можно понять, как он относится к данной теме, узнать, что его волнует, вызывает эмоции и пр. Потом эти знания можно использовать, чтобы расположить к себе человека. После того, как выслушаете человека, обязательно выразите свой ответ визуально и однозвучно. Например, кивните или покачайте головой и скажите «да?», «о», «ага», а только потом озвучьте свой ответ словами. Таким образом, вы сразу настроите собеседника на позитивное общение с вами, выразив сопереживание.

  1. Наблюдайте

Во время поездки в метро или в очереди в банке, вместо того, чтобы играть на мобильном телефоне или писать в Твиттере, понаблюдайте за окружающими вас людьми. Попытайтесь представить, как проходит их день. Счастливы ли они? Или злятся на что-то? Чем они занимаются и увлекаются? Где живут и есть ли у них семья/дети? Пофантазируйте, только не вторгайтесь в личное пространство незнакомых вам людей. Это упражнение на развитие воображения.

  1. Познайте своего «врага»

Под «врагом» подразумевается коллега на работе, который «метит» на вашу должность или человек, с которым по непонятным причинам у вас проблемы в общении, возникли недопонимания и конфликты. Попробуйте поставить себя на место этого человека, подумайте о том, что им движет, почему он вас не любит, возможно, ваши действия как-то спровоцировали этот конфликт. Таким образом, вы поймете мотивы своего «врага», сможете достойно ответить ему в споре или, наоборот, прекратить конфликт.

  1. Выберите другую сторону конфликта

Наверняка близкие вам люди или друзья рассказывают о своих конфликтах на работе и в личной жизни. Поскольку вы любите и уважаете человека, который жалуется на свои проблемы, то подсознательно сразу выбираете его сторону. Но попробуйте представить, что мотивировало того человека, который поссорился с вашим другом/близким человеком. Не защищайте другую сторону конфликта перед другом, просто подумайте о том, что мог чувствовать второй участник конфликта, о котором вам рассказали.

Практикуйте сопереживание и сочувствие, это полезные качества, которые помогут вам наладить общение с окружающими, стать более открытым человеком.

Интересный видеоролик о том, зачем практиковать эмпатию:

Добавить комментарий