Тяжелая и мучительная практика самомумификации

07.11.2013

Тяжелая и мучительная практика самомумификации

Кто не хочет остаться в веках? Остаться не только в памяти людей, но и в физическом мире.

Специально для этого и придумали мумификацию – долговременное сохранение человеческого тела. Мумии можно поклоняться или использовать с другими целями. А как насчет мумификации собственного тела? Есть люди, которые занимаются этим по собственной воле еще при жизни.

Почему некоторые люди занимаются самомумификацией?

Самый известный пример самомумификации мы находим в Японии, префектура Ямагата. Последователи одной из буддийских сект – сокушинбутсу – мумифицируют свою плоть заживо. Найдено около 24 хорошо сохранившиеся мумии последователей Шиньон-Буддизма, датируемые XII—XX веками нашей эры.

Но практика самомумификации использовалась гораздо шире. В пятом томе «Науки и цивилизации Китая» рассказывается о том, что самомумификация берет свои истоки из даосской практики. Самые известные такие мумии, найденные в Китае и Индии, их приписывают японским монахам.

Замумифицировавшие себя монахи из Ямагаты стали широко известны в 1960-х, после того, как Кюсей Андо с коллегами опубликовал книгу о японских мумиях «Nihon no miira», и Атсумото Акира помог создать Японскую группу по исследованию мумий.

Мумии (миира по японски) не являются редкостью в Японии. Но это довольно неприятная процедуру, отважится на которую могли только самые верные адепты. Зачем же они проходят через все это, зачем им нужно превращать собственное тело в «хорошо сохранившийся труп?»

В «Living Buddhas: he Self-Mummified Monks of Yamagata, Japan», Кен Иеремия указывает на то, что во многих религиях, включая христианство, нетленность трупа является знаком особой милости, дарованной свыше, и сверхспособностей. Существует довольно много легенд и преданий о святых людях, которые умерли во время медитации или молитвы, а их тела не начали разлагаться и через несколько дней.

Таким образом, сокушинбутсуйцы, вероятно, считали, что самомумификация – означает успешное завершение духовной практики. Если же что-то было сделано неправильно и тело начало разлагаться – это было знаком того, что цели духовной практики не достигнуты.

В чем же заключаются эти духовные цели? Иеремия отмечает, что идея сохранения тела противоречит основам буддизма – главное внимание должно уделять духовной составляющей, а не заботе о физическом мире. Но сокушинбутсуйцы с Ямагаты относились к эзотерической ветви шингон-буддизма, чья идеология пропитана спиритуалистическими идеями индуизма и даосизма. Они практиковали «сюгэндо» – духовную практику, тесно связанную с горцами сюгенья, которые, как считается, приобретали особую силу благодаря актам аскетизма. Сохранились лишь отрывочные жизнеописания отдельных сокушинбутсуйцев. И они наполнены рассказами о странных вещах: от продолжительной медиации в водопаде или пещере до выкалывания собственных глаз.

В даосской практике самомумификация рассматривается не как самоубийство, а как путь к бессмертию. Кюсей Андо видит здесь связь с бодхисаттвой Майтрейей – сокушинбутсуйцы намерены помочь ему. Они останутся в виде статуй – нетленных останков – на 5,67 миллиардов лет, пока их не призовет Майтрейя, чтобы помочь всему человечеству. В книге «Переосмысленная Япония» Массимо Равери отдает предпочтение интерпретации Миата Нобору, который считает действия сокушинбутсуйцев крайне оптимистичными: они хотят проснуться, чтобы «приветствовать новую реинкарнацию Будды в нашем мире», а тем самым делают себя самих бодхисаттвами. Какими бы ни были духовные предпосылки, сокушинбутсуйцы считают мумификацию собственных тел формой духовного преображения, необходимого для помощи другим.

Как они мумифицируют сами себя?

Самомумификация – это не та вещь, которую можно сделать в одночасье, особенно во влажном японском климате. Существует 3000-дневная программа «тренировок», превращающая тело в мумию. Ключевым моментом здесь является питание. Японские аскеты воздерживаются от зерновых (пшеницы, риса, проса), а также сои. Вместо них они питаются орехами, ягодами, хвоей, корой и смолой деревьев. Из-за такой диеты сокушинбутсуйцев в народе зовут «мокуйикио» – древоеды.

Со временем диета становится все строже. При дефиците питательных веществ в теле остается совсем мало жира, уменьшается процент воды, без которой невозможен процесс разложения. Рентгеновские исследования обнаруживают даже обычные камни в кишечнике мумий-сокушинбутсуйцев.

Иеремия считает, что кроме общей потери веса, некоторые компоненты диеты позволяют остановить процесс разложения тела после смерти. Например, некоторые травы и ядовитые плоды саговых пальм могут остановить размножение бактерий. По крайней мере некоторые сокушинбутсуйцы пьют чай из уруши – сока Лакового дерева (его используют для изготовления лака). Уруши не только вызывает рвоту, но является крайне токсичным для тех живых организмов, которые поселяются в теле, после смерти.

Когда аскет был готов стать настоящим сокушинбутсу, он заходил в тесную погребальную камеру, с маленьким отверстием, через которое проходил воздух. Сидя тут, он читал сутры и время от времени звонил в колокольчик, показывая окружающим, что все еще жив. Когда колокольчик переставал звонить, камеру закупоривали полностью. А через три года ее вскрывали, чтобы проверить, насколько успешной оказалась самомумификация.

Что происходит после самомумификации?

Через описанную выше процедуру превращения себя в мумию прошли сотни людей. Но неизвестно, какова вероятность успеха в данном мероприятии.

Если через три года оказывается, что из монаха получилась мумия, то ей начинают поклоняться. Его оденут в мантии и посадят в храме. Человечество с трепетом и надежной будет ждать его пробуждения.

На самом деле здесь существует небольшой обман. Даже если тело, в целом, не подверглось разложению, местами могут возникнуть повреждения кожи. Ее обрабатывают особыми благовониями, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.

Если вы будете в Японии, то можете посетить некоторые из святынь сокушинбутсу. Многие знают Дайюку Бостасу Шиннойокаи-Шонин – он мумифицировал себя в 1783 году в возрасте 96 лет. Его мумия «сидит» в городе Тсуруока (префектура Ямагата) в храме Риусуй-дзи Даиничибоу.

Но случается и такое, что сокушинбутсу не превращается в святыню. В 1903 году скончался аскет Буккаи Шунин. Его должны были извлечь через три года. Но в то время эксгумация стала незаконной в Японии. В 1961 года Буккаи был эксгумирован группой ученых, которые увидели хорошо сохранившееся тело.

А если после открытия погребальное камеры обнаружено разлагающееся тело? Тогда ему никто не будет поклоняться. Останки будут перезахоронены с подобающим ритуалом.

Помните: в наше время, человек, отказывающийся от нормальной еды и проводящий все свое время уединенно в темной комнате, является для окружающих предметом настороженности, но не поклонения.

Добавить комментарий
Adblock detector