Как посеять идею в сознании другого человека?
Вам приходилось общаться с несговорчивыми людьми? Мой муж – именно такой. Попросить его напрямую – гарантия неудачи: любое требование он принимает «в штыки». Несколько лет проб и ошибок, а также пара удачных статей на иностранных ресурсах помогли мне определить оптимальную стратегию поведения. Нужно лишь заложить правильную идею в его сознание и ждать нужного результата. Я расскажу вам 3 приема, а вы решайте сами: использовать в своих интересах или защищаться от чужого влияния.
Метод обратной психологии
Сталкивались с тем, что напоминание об обещании или обязанностях иногда производит обратный эффект. Сказали подчиненному, что он должен сегодня сдать отчет – он исчез из поля зрения, напомнили супруге о том, что хорошо бы приготовить нормальный ужин – она сочла это личным оскорблением и погрузилась в депрессию. Часто люди воспринимают просьбу как сомнение в их трудоспособности и усердии. Придется подходить с другой стороны: заставьте их думать, что им не обязательно это делать. Даже больше – вы не хотите, чтобы они делали это. В дополнение предлагаем альтернативный и заведомо нежелательный вариант.
Ситуация:
Вашего соседа (супруга, детей) невозможно заставить мыть тарелки или убирать в квартире.
Нет:
«Ты знаешь, я уже 3 дня жду, когда ты пропылесосишь. Ты ведь обещал принимать участие в уборке» – негатив и 0 результат обеспечен.
Да:
«Я подумала, что нам необязательно делать уборку самим. Ведь мы можем взять помощника. Посмотрела объявления домработниц: всего 500$ в месяц: по 250$ с каждого – и никаких проблем» – с высокой вероятностью, партнер предложит свою помощь в качестве альтернативы 250$, вырванным из личного бюджета.
Вокруг да около
Вложить правильную мысль в готовом виде практически невозможно. Особенно подросткам. «Не ешь фастфуд!», «Перестань тратить время на социальные сети и игры», «Лучше займись спортом» — все эти правильные слова не принесут никакого результата. Не пытайтесь дать готовые решения: говорите вокруг и оставляйте пространство для размышлений.
Ситуация:
Вы обеспокоены, что ваш ребенок/друг/родственник увлекается нездоровой едой, набирает вес и не уделяет внимания физической активности.
Нет:
«Знаешь, пора менять привычки. Не надо есть фаст-фуд и заедать батончиками. Лучше займись спортом и ешь побольше нормальной еды. Это и внешности пойдет на пользу».
Да:
Дистанцируйтесь от обсуждения конкретной проблемы и советов. Расскажите про то, что сами решили отказаться от вредной еды и уделять полчаса в день пробежкам. Вспомните про несколько тематических интересных ресурсов. Ненавязчиво расскажите про свои результаты. Главное – не переводите внимание на: «Ты тоже должен это сделать». Рассказывайте про изменения и положительный опыт.
Закладываем неуверенность
Вам приходилось говорить: «Вообще, это плохая идея. Лучше поступи так…». И как результат? А теперь вспоминаем ситуацию: вы приходите в магазин электроники с расчетом купить новую камеру. Настроены на бюджетный вариант: отзывы и характеристики прочитали, осталось оценить его «в живую» и принять решение о покупке. Но подбегает консультант, и вы слушаете его монолог: «Этот вариант – совершенно неудачный. Если хотите что-то стоящее, лучше добавить 300$ (!) и купить хотя бы среднюю зеркалку. Но решать, конечно, вам». Что вы сделаете? Сбежите в другой салон к более адекватному консультанту.
Ситуация:
Повторим ситуацию: к вам в салон приходит покупатель с желанием купить простую цифровую камеру (естественно, с минимум затрат).
Нет:
«То, на что стоит обращать внимание, начинается от 500$. Да, это дорого, но, по крайней мере, качественно».
Да:
«Да, это камера может подойти. Если вы хотите простой вариант исключительно для съемки в условиях хорошей освещенности, с небольшим объемом функций – начать можно и с нее. Для первых шагов будет достаточно, а через годик можно перейти на что то по-серьезней». Скорее всего, следующим вопросом покупателя станет: «А покажите промежуточный вариант, среднего уровня».
Эти три приема действительно работают в реальной жизни. Естественно, я не предлагаю вам использовать их для манипуляции людьми. Скорее, это мягкий и неагрессивный способ подвести человека к правильной идее, сведя риск взаимного негатива к минимуму.