Светлое будущее светодиодных вывесокДо 1998 года светодиоды (LED) — маленькие полупроводниковые приборы, излучающие свет при минимальном потреблении электроэнергии — могли быть только красными и зелеными. Когда архитектор и специалист по освещению Фэрбэрн увидел на выставке синие светодиоды, он сразу понял, что возможности этой технологии безграничны.

Ведь можно смешать красный, синий и зеленый в нужных пропорциях и получить практически любой цвет. Когда Фэрбэрн понял, что светодиоды почти не нагреваются и могут работать значительно дольше галогенных ламп или ламп накаливания, то его воодушевлению не было предела. Однако качество света от LED-ламп стало сопоставимым с лампами накаливания только к 2007 году. И тогда Фэрбэрн понял, что пора действовать.

Он открыл собственный бизнес по продаже светодиодных вывесок для коммерческих компаний. В Веллингтоне (штат Флорида, США) он основал франшизу LED Source, под которой сегодня совершаются сделки в Чикаго и на востоке Канады. Магазины, бизнес-центры и склады освещаются вывесками от Фэрбэрна в Нью-Йорке, Калифорнии и Техасе.

Почему франшиза?

Сначал он хотел наладить продажи через интернет и рассылкой с центрального склада. Но однажды он познакомился в самолете с интересным мужчиной. И с этого момента все изменилось.

Этот мужчина заявил, что будущее за светодиодами и он пытался сам заняться ими. Однако попытка купить LED в Техасе не увенчалась успехом. Купить их там оказалось нереально. Это мужчина сказал: «Лучше вы помогите людям покупать светодиоды во всех крупных городах, и обучите их, как можно делать бизнес на светодиодных вывесках». И этот мужчина оказался прав. Вскоре Фэрбэрн приступил к реализации своей бизнес-идеи.

Почему бизнес-клиенты?

Еще несколько лет назад мы не могли и думать о свтодиодах, которые можно вкручивать в патроны, как обычные лампочки. Потом они появились по цене 80 долларов за штуку. Позднее Toshiba начала продавать такие лампочки за 40 долларов. Постепенно цена стала еще ниже. Но даже в такой ситуации светодиодная лампа окупиться за счет экономии электроэнергии через 5–10 лет. При таком раскладе их трудно продавать. На коммерческих объектах, например, на складах, лампы горят 12—15 часов. Поэтому LED окупается гораздо раньше.

Составляют ли магазины хозтоваров конкуренцию этому бизнесу?

Пока магазины хозтоваров почти не занимаются подобными товарами. К тому же бизнес-единицы не часто отовариваются в них.

В чем слабость LED-технологии?

Владелец франшизы старается не забывать о том, что у любой технологии есть свои минусы. Чудес не бывает. Но пока в отношении LED серьезных проблем не обнаружено. Буквально каждый день появляются новые патенты, имеющие отношения к светодиодам, промышленность становится все более зависимой от маленьких полупроводников, экономно превращающих электроэнергию в свет. Создаются новые компании, занимающиеся ими.

Каковы перспективы этого проекта?

Сегодня Фэрбэрн предлагает компаниям светодиодные вывески на 10 киловатт, которые заменяют аналогичные решения, потреблявшие в 10 раз больше энергии. Это очень эффективное решение, и работает безупречно. Но его разработчик не собирается останавливаться на достигнутом и готовит новые разработки.