Может ли быть сочувствие полезным?Несмотря на странную формулировку вопроса, факт остается фактом – в современном обществе сочувствие (эмпатия) не пользуется популярностью, практичность, наглость и самоуверенность считаются более ценными качествами для выживания. Но, по мнению большинства психологов, только сочувствие способно помочь человеку добиться как личностного, так и профессионального роста. Поэтому это качество рекомендуется регулярно «практиковать», оно пригодиться на любом профессиональном поприще.

Особенно, сочувствие пригодиться тем людям, которые по натуре своей «черствые» в силу характера или выбранной профессии. Очень часто такими «сухарями» кажутся интроверты-программисты. Это, как правило, малообщительные люди, привыкшие чаще «разговаривать» на компьютерном языке, а не на человеческом. А ведь немного сочувствия и сопереживания другим людям могут помочь таким вот «сухарям» завести друзей, или, по крайней мере, оставить положительное впечатление о себе у потенциальных клиентов и работодателей.

Зачем нужно практиковать сочувствие?

  • вы научитесь относиться к другим людям с такой заботой, с какой хотели бы, чтобы они относились к вам;
  • вы будете лучше осознавать потребности и намерения людей, которые вас окружают;
  • вы начнете лучше понимать, какое впечатление производите после своих слов/действий на других людей;
  • научитесь различать «невысказанный» подтекст в разговоре с собеседниками;
  • научитесь избегать межличностных конфликтов с родными и коллегами;
  • сможете более точно предугадывать действия и реакции людей, с которыми общаетесь;
  • сможете мотивировать/влиять на окружающих вас людей;
  • научитесь убеждать собеседников в верности ваших утверждений;
  • станете «шире» смотреть на мир, не только через «призму» своего восприятия:
  • научитесь быть лидером в коллективе, в то же время сможете стать лучшим другом;
  • сможете легче переносить негатив и критику от окружающих, понимаю, какие истинные мотивы скрываются за их порой обидными словами.

Как практиковать сопереживание?

  1. Слушайте

Слушайте внимательно, когда люди с вами общаются. Действительно слушая собеседника, можно понять, как он относится к данной теме, узнать, что его волнует, вызывает эмоции и пр. Потом эти знания можно использовать, чтобы расположить к себе человека. После того, как выслушаете человека, обязательно выразите свой ответ визуально и однозвучно. Например, кивните или покачайте головой и скажите «да?», «о», «ага», а только потом озвучьте свой ответ словами. Таким образом, вы сразу настроите собеседника на позитивное общение с вами, выразив сопереживание.

  1. Наблюдайте

Во время поездки в метро или в очереди в банке, вместо того, чтобы играть на мобильном телефоне или писать в Твиттере, понаблюдайте за окружающими вас людьми. Попытайтесь представить, как проходит их день. Счастливы ли они? Или злятся на что-то? Чем они занимаются и увлекаются? Где живут и есть ли у них семья/дети? Пофантазируйте, только не вторгайтесь в личное пространство незнакомых вам людей. Это упражнение на развитие воображения.

Может ли быть сочувствие полезным?

  1. Познайте своего «врага»

Под «врагом» подразумевается коллега на работе, который «метит» на вашу должность или человек, с которым по непонятным причинам у вас проблемы в общении, возникли недопонимания и конфликты. Попробуйте поставить себя на место этого человека, подумайте о том, что им движет, почему он вас не любит, возможно, ваши действия как-то спровоцировали этот конфликт. Таким образом, вы поймете мотивы своего «врага», сможете достойно ответить ему в споре или, наоборот, прекратить конфликт.

  1. Выберите другую сторону конфликта

Наверняка близкие вам люди или друзья рассказывают о своих конфликтах на работе и в личной жизни. Поскольку вы любите и уважаете человека, который жалуется на свои проблемы, то подсознательно сразу выбираете его сторону. Но попробуйте представить, что мотивировало того человека, который поссорился с вашим другом/близким человеком. Не защищайте другую сторону конфликта перед другом, просто подумайте о том, что мог чувствовать второй участник конфликта, о котором вам рассказали.

Практикуйте сопереживание и сочувствие, это полезные качества, которые помогут вам наладить общение с окружающими, стать более открытым человеком.

Интересный видеоролик о том, зачем практиковать эмпатию: