Айзек Азимов: Как люди «заражаются» новыми идеями?

Образование 25.03.2014

Айзек Азимов: Как люди «заражаются» новыми идеями?20 октября этого года на страницах MIT Technology Review появилось любопытное эссе Айзека Азимова, всемирно-известного писателя-фантаста и ученого, одного из членов «Большой тройки фантастов», наряду с Кларком и Хайнлайном. Оно было найдено его другом совсем недавно и до этого момента не было известно широкой публике.

Как работает мышление творческого человека?

По мнению Азимова, мозг не останавливается ни днем, ни ночью, когда перед его хозяином встает новая проблема, требующая решения. Он приводит пример с Кекуле, к которому идея о бензольных «кольцах» пришла во сне.

Азимов также размышляет над тем, нужна ли изоляция человека в ходе выработки новой идеи? И приходит к выводу, что да, нужна. Присутствие других людей может навредить мыслительному процессу, так как среди одной-двух хороших идей у каждого появляется тысячи глупых, делиться которыми не имеет смысла.

Однако общение равных необходимо для генерации новых решений, считает писатель. Он говорит о том, что собираться небольшой группой (не более пяти человек) в неформальной и некритичной обстановке для ученых весьма полезно, так как происходит их взаимообогащение идеями друг друга.

Основным ингибитором «мозгового штурма» Азимов называет чувство ответственности, и анализирует, насколько удачно для процесса генерации идей то, что за работу над конкретным проектом платит государство. Ведь мыслительный процесс – вещь сугубо индивидуальная, творческая и он требует внутренней свободы. Поэтому он предлагает выстроить процедуру «мозгового штурма» в государственном проекте таким образом, чтобы время, потраченное на него, официально не оплачивалось, дабы у его участников не создавалось ощущение, что на них давят и они должны «отработать» деньги налогоплательщиков. Но сам процесс генерации идей нельзя пускать на самотек, и в группе обязательно должен присутствовать кто-то, чью роль можно сравнить с ролью психоаналитика. Он должен модерировать вопросы и ответы, и направлять дискуссию в верное русло.

Как было написано это эссе

В 1959 году друг Азимова Артур Обермайер предложил ему поработать над проектом MIT (Массачусетского технологического института) с аббревиатурой GLIPAR, который был связан с разработкой системы противоракетной обороны. И хотя в проект было вложено много денег, в нем наблюдался дефицит свежих идей. Айзек Азимов, по образованию биохимик, позже профессор Бостонского университета, в то время был уже известным писателем-фантастом, прославившимся своими тремя законами робототехники. Однако большая часть его книг – научно-популярные произведения о разных областях человеческого знания, где писатель выступает вдумчивым исследователем и провидцем. Поэтому Артур Обермайер счел участие Азимова полезным и пригласил своего друга в проект.

Азимов заинтересовался проектом и несколько раз встретился с его разработчиками. Но решил не начинать над ним работу. Он понимал, что повышенная секретность не даст ему свободно самовыражаться. Однако фантаст написал небольшое эссе о креативности, которое до сегодняшнего дня нигде не публиковалось. Когда Обермайер, делая уборку, нашел и перечитал его, то понял, что ничего из написанного гениальным фантастом 55 лет назад не потеряло своей актуальности. В эссе Азимов описывает не только творческий процесс и природу творческих людей, но также и среду, которая способствует креативности.

Общество может быть очень заинтересовано в решении той или иной проблемы, но, к сожалению, метод генерации великих идей практически неизвестен даже самим «генераторам». И здесь Айзек Азимов предлагает заглянуть в прошлое, чтобы увидеть нечто общее в известных открытиях. Он приводит пример с Чарльзом Дарвином и Альфредом Уоллесом, и говорит о том, что только идеи Мальтуса, которыми прониклись ученые, вызвали рождение теории эволюции. В то время практически все образованные люди зачитывались «Опытом о законе народонаселения» Мальтуса. Но «пересечь» разные идеи, увидеть в них что-то общее, и генерировать новое, под силу не каждому уму. Для того чтобы собственная мысль получила дальнейшее продолжение в гениальном открытии, «подпитавшись» чужими идеями, необходима большая степень свободы, своеобразная эксцентричность и неординарность мышления, способность взглянуть на проблему под другим углом.

Надеемся, что написанное Азимовым сослужит хорошую службу организациям и ученым, проводящим обсуждения в формате «мозговых штурмов». Полный текст эссе доступен здесь.

Добавить комментарий