Как развить креативное мышление: практические советы

10.07.2013

Как развить креативное мышление: практические советы

Перед вами стоит задача, решение которой не очевидно? Не важно, из какой области эта задача: или это школьный проект, или дипломная работа, или бизнес-план, или продолжение сюжета вашего романа. Именно в такой момент перед нами и возникает вопрос, как развить креативное мышление? Как научиться щелкать подобные задачи, подобно орехам?

Так же, как и чистить зубы

Многие люди считают, что креативное мышление доступно лишь уникумам — гениям. Однако это далеко не так. Психолог Роберт Стернберг считает, что в креативном (творческом) мышлении нет ничего загадочного и его развитие доступно каждому. Он исходит из определения творческого мышления, как способности превращать известные идеи, формы, методы, правила, зависимости и закономерности в новые идеи, способы, стратегии и т.п., имеющие практические применение.

Ключевое слово в этом определении — способность превращать. И Роблерт Стернберг считает, что данную способность можно развивать точно так же, как и любой другой человеческий навык. Она ничем не отличается от способности ходить, плавать или чистить зубы. Таким образом, креативное мышление является самым обычным жизненным навыком, который можно успешно развивать.

Психолог Стернберг разделил всех людей по уровню развития их творческого мышления на четыре группы. К первой он отнес таких гениев, как, например, Дарвин. А четвертый уровень мы демонстрируем, например, в играх. Но это не значит, что мозг Дарвина был каким-то особенным. Каждый человек может достичь подобного уровня развития.

Пишет Стернберг и о том, как развить креативное мышление. Он полагает, что, как и с любым другим навыком, тут нужна постоянная тренировка. Перед человеком должны ставиться проблемы, не имеющие стандартного решения. Кроме того, он должен развивать свой кругозор, получать новые знания, знакомиться с новыми методами и приемами. При этом мозг не надо специально настраивать на «креативную волну». Если творческое мышление входит в привычку, то оно работает автоматически, точно так же, как наши пальцы, автоматически застегивающие пуговицы.

По Стернбергу для развития привычки креативного мышления необходимы три условия:

  1. Наличие задачи, требующей творческого подхода для решения.
  2. Возможность действовать, пробовать и проверять правильность различных решений.
  3. Награда за верное решение задачи.

Точно таким же образом развиваются и другие человеческие навыки. Подобные условия для развития творческого мышления часто сами собой складываются у людей, занимающихся бизнесом, либо работающих в условиях большой неопределенности и постоянно меняющейся обстановки. Роберт Стернберг советует тем людям, которые стремятся выработать у себя креативное мышление, найти сообщество творческих личностей и влиться в него.

Креативные привычки

Очевидно, что развитием навыка креативного мышления дело далеко не ограничивается. Как отмечают специалисты, людей с выраженным творческим мышлением выделяют такие привычки, как:

  • Способность видеть проблемы и желание решать их.
  • Смелость брать на себя ответственность за последствия предложенного способа решения.
  • Отвага идти против мнения большинства, полагаясь на собственное мнение.
  • Внутренняя сила, позволяющая не подчиняться обстоятельствам, а преодолевать препятствия и идти к намеченной цели.

Да, да, эти качества также должны присутствовать у креативной личности. Не только привычка думать, но и отвага, позволяющая открыто низвергнуть утвердившиеся взгляды и традиции, вырваться вперед и задать вектор развития для окружающих.

Торгую идеями выгодно

Психолог Роберт Стернберг также является автором инвестиционной теории креативного мышления. Под ней он понимает способность людей дешево «покупать» идеи и «продавать» их дорого.

Согласно этой теории творческая личность видит потенциал идеи, которой ее автор либо не придал значения, либо побоялся представить обществу. Чтобы с пользой для себя «перепродавать» идеи, надо постоянно находиться в поиске новых, «разбирать интеллектуальный мусор» и отбирать в нем жемчужины. И здесь опять важно не побояться идти против толпы, утверждая новое.

Необходимо подчеркнуть, что «перепродажа» идей ни в коем случае на является «интеллектуальной спекуляцией». Ведь мало найти стоящую идею, нужно увидеть, где она окажется востребованной и не побояться предложить ее людям, которые, скорее всего, будут настроены довольно скептически. Поэтому развивая креативное мышление надо обращать внимание не только на привычку думать, но и на твердость духа и независимость от мнения окружающих.

Добавить комментарий
Adblock detector