13 ошибок стартапа о которых не следует забыватьРеальность такова, что большинство стартапов терпит неудачу. Причины несостоятельности нового бизнеса могут быть самыми разными. Но во многих случаях мы видим одни и те же ошибки стартапа, которых можно было бы избежать, увеличив шансы на успех. В этой заметке я перечислю 13 подводных камней, на которые начинающим бизнесменам следует обратить особое внимание.

Мелкая или немасштабируемая идея

Как правило, инвесторы стараются держаться в стороне от тех бизнес-идей, которые не рассчитаны на достаточно широкий круг потенциальных клиентов. Они скорее профинансируют очередной Google, чем будут возиться с кем-то, кто предлагает узконишевой бизнес, имеющий очень ограниченный рынок.

Неправильное позиционирование на рынке

Это еще одна из наиболее распространенных ошибок среди стартапов. Предприниматели часто запускают собственный бизнес, основанный на идеи, которую они посчитали «гениальной», но не уделили должного внимания исследованию ситуации на рынке. А инвесторы вряд ли возьмутся за поддержку десятого аналогичного предприятия. Им нужен кто-то первый в своей области.

Отсутствие стратегии выхода на рынок

Ошибкой многих предпринимателей является полная сосредоточенность на подготовке и запуске собственного продукта. При этом они совершенно забывают о стратегии его продвижения на рынок. А без этого привлечь дополнительный капитал в проект вряд ли удастся.

Расфокусировка

Запустить один стартап довольно трудно. Но еще труднее одновременно заниматься запуском нескольких стартапов. Не будьте мастером на все руки — в итоге вы рискуете стать мастером, не способным сделать ничего.

Отсутствие чувства меры в затратах

Если вы пытаетесь идти против течения, то как-бы тяжело не трудились, рано или поздно придется развернуться. Предприниматель должен четко осознавать, когда он может вкладывать дополнительные средства в развитие бизнеса, а когда следует переосмыслить первоначальные планы и не тратить деньги попусту.

Отсутствие воодушевления и настойчивости

Если предприниматель не горит своей идеей, то он бросит стартап в более или менее тяжелые времена. Чтобы построить собственный бизнес вы должны иметь устойчивую систему убеждений, независимую от мнения окружающих и сотен препятствий, встречающихся у вас на пути.

Некомпетентное или неполное руководство

Это довольно серьезная ошибка для стартапа. Никогда не пытайтесь привлечь в руководство людей, подобных тем, которые возглавляют компании из списка Fortune 500. Они не мыслят, как стартаперы. Инвесторы не будут поддерживать одного человека, пусть даже гениального. Им необходима команда.

Отсутствие мотивации

Команда, стоящая во главе стартапа, должна иметь те же стимулы, что и основатель. Отдайте 15–20% акций ключевым членам своей коанды, и они станут более мотивированными и лояльными.

Отсутствие консультантов или наставников

Начинающий предприниматель не должен быть «одиноким волком». Он дожен осознать, что современный бизнес это не война всех против всех. Во многих городах есть бизнес-центры для стартапов, в которых можно найти себе наставника.

Отсутствие модели дохода

Естественно, лишь единицы среди стартапов начинают получать прибыль буквально со дня своего основания. Но, в любом случае большой ошибкой является осутствие четкого плана того, откуда и в каком объеме будет поступать прибыль.

План поступления доходов должен иметь прочную материальную основу. Он должен базироваться на достоверных предположениях, достаточных по мнению инвесторов.

Недостаток капитала

Отправляясь в путь, убедитесь в том, что имеете в своем распоряжении финансы в объеме достаточном для выхода на самоокупаемость. При недостатке финансирования вы не сможете доказать на деле жизнеспособность своей бизнес-идеи. В большинстве случаев, эта сумма должна покрывать ваши потребности на следующие 12–18 месяцев.

Подсчитав необходимый объем инвестиций, удвойте его. Так вы получите хорошую подушку безопасности, которая выручит, если что-то пойдет не так.

Отсутствие видения на далекую перспективу

Инвестируете ли вы в собственный бизнес или получаете капитал от внешних инвесторов, у вас должен быть ясный план развития на срок как минимум в 10 раз превышающий срок окупаемости.

Изменение ситуации на рынке

Иногда бизнес разваливается по независящим от него причинам. Н
апример, экономический спад или приход новых технологий. В подобные плохие времена многие предпочитают уходить «в спячку», ожидая прихода новой волны, которая принесет им победу.